Изначально мы планировали поездку в поселок Гусь-Железный, а точнее, на реку Гусь. По стечению обстоятельств выезд из города задержался, и появилась вероятность, что рассвет нам придется встречать в автомобиле. Но мы не ищем легких путей.
По пути решили, что срочно нужно искать новую точку съемки. Я вспоминаю, что буквально в 10 километрах от первоначально запланированной точки есть одно очень интересное место у реки Нарма. Оценив возможности, предлагаю друзьям встретить рассвет именно там. Буквально через минуту мы коллегиально принимаем положительное решение. Как только автомобиль свернул с главной дороги, стало понятно, что мы не ошиблись. Стоило въехать в лес, как перед нами открылась самая настоящая зимняя сказка.
Деревья были окутаны пушистым снегом, а лесная подстилка закована толстым слоем инея. Эта картина была сказочной и светлой. Захотелось просто остановиться и никуда больше не ехать. Но нашей целью были высокие берега реки Нарма. Мы даже и представить себе не могли, что нас ожидало впереди. Приехав на место, мы увидели уникальное явление - огромные ледяные цветы, которыми был усеян весь лёд.
Так как место для многих было новым, сразу было сложно оценить прочность льда. Приходилось передвигаться исключительно по берегу. Но желание сделать самый классный кадр одолевало каждого. Мы постепенно начали выползать, в буквальном смысле этого слова, на лёд. Ещё бы, особенно когда на расстоянии вытянутой руки мы видели эти россыпи ледяных цветов. Они были великолепны: разной формы, разного размера. Казалось, это самые настоящие пионы.
Фото: Татьяна Осипова
Фото: Татьяна Осипова
В процессе съемки мы наконец осмелели и дальше передвигались уже по льду. За каждым поворотом реки картинка менялись одна за другой. Местами лед был настолько прозрачный, что без труда можно было разглядеть в деталях всю подлёдную жизнь: водоросли, живую рыбу, жуков-плавунцов. В процессе прогулки по замерзшему руслу реки, я уже на столько сильно привык к ледяным цветам, что просто перестал обращать на них внимание. Но буквально через мгновенье я увидел маленький участок открытой воды, вокруг которого выросли огромные ледяные пионы. Меня охватил самый настоящий детский восторг. Я потратил еще около 40 минут, чтобы сделать “тот самый” кадр.
После восхода солнца пришло время поднять дрон, чтобы посмотреть на зимнюю Нарму с высоты. В этом месте река довольно извилистая, и я был уверен, что увижу что-то интересное. Но мои ожидания не оправдались, я не увидел ничего интересного, а увидел, скорее, уникальное. Да такое, о котором читал только в новостных лентах. На одном из крутых изгибов реки, на льду, я заметил круг правильной формы. Но с высоты понять, что это такое, было достаточно сложно. Опустив дрон, я поделился этой новостью с друзьями, и мы, воодушевленные, поспешили к этому месту.
Вскоре нашему взору открылось достаточно редкое явление: это был ледяной диск, диаметр которого составлял около 10 метров. Из-за сильных морозов диск вмерз, но при этом очень хорошо различалась его правильная форма. Мало того, по всему периметру «росли» огромные ледяные цветы. Мое удивление было просто колоссальным. Такого я уж точно не ожидал увидеть. За все годы съемок я не видел ничего подобного, для меня это было просто открытием.
Как же образуются такие ледяные диски? На самом деле, все просто. Достаточно нескольких факторов: сильные морозы, быстрое течение реки и крутой поворот русла. В сильный мороз верхний слой реки начинает покрываться шугой и в месте поворота русла, быстрое течение врезается в берег, тем самым получается что-то подобное водовороту. В этом месте шуга постоянно вращается, тем самым образуется маленькая льдинка. В дальнейшем, это льдинка растет и при вращении происходит трение о лед, которым скованы спокойные участки реки. Таким образом, диск приобретает правильную форму.
Погуляв ещё какое-то время, мы всё-таки решили отправиться на изначально запланированную точку съемки. От переизбытка эмоций, река Гусь уже не казалась такой интересной. Но все же, мы с большим удовольствием прогулялись по её берегам и сделали кучу красивых и интересных фотографий. Однако, как говорится, это будет совсем другая история, о которой я обязательно расскажу в другой раз.