Гусь-Железный для меня всегда был и по сей день остается местом-загадкой. Но за все время, сколько я здесь бывал, я ни разу не приложил усилий для того, чтобы лучше узнать его. Мои приезды сюда были больше транзитными, а взгляд на поселок - поверхностным. Многие знают, что основной и, наверное, главной достопримечательностью Гусь-Железного является огромный белокаменный храм Троицы Живоначальной, который построен в редком для России стиле псевдоготики с элементами барокко и классицизма. Это, пожалуй, всё, что на первый взгляд может броситься в глаза человеку, который сюда приезжает. На самом же деле, это место с очень интересной и запутанной историей, окутанной множеством легенд, предположений и загадок.
Так получилось, что 2020-й год стал для меня годом исследований Мещёрской стороны. И Гусь-Железный был первым местом, с которого начались мои частые путешествия по Мещёре. Не секрет, что главной целью моих поездок был и остается поиск красивейших природных мест Рязанской области. Но любая поездка на съемку всегда сопряжена и с изучением этих мест. Так вот, мне всегда было интересно узнать, откуда появилось название “Гусь-Железный”? Ну, с первым словом - “Гусь” - все понятно. Поселок стоит на реке с одноименным названием. Но почему Гусь стал Железным? Когда-то давно я слышал историю о том, что в посёлке находилось масштабное металлургическое производство, принадлежавшее братьям Баташёвым. Как оказалось, это и стало основным объяснением, почему у поселка такое название.
На момент моего первого приезда сюда меня больше интересовала не история поселка, а поиск интересных ракурсов для съемки красивых пейзажей. Но всё приходит в процессе: ты начинаешь шире смотреть на то, что тебя окружает.
В один из майских дней я приехал в Гусь-Железный, чтобы провести аэросъемку всем известного храма. До рассвета было достаточно много свободного времени, поэтому я решил прокатиться до старого моста. Погода была идеальной. За час до моего приезда здесь прошел мощный ливень, после которого начал образовываться достаточно сильный туман. К старому мосту ведет очень живописная дорога, а точнее сказать, - высокая дамба. С обеих сторон она заросла кустарниками и высокими деревьями, которые в тумане добавляли этому месту некий мистический образ.
Сделав несколько кадров я отправился дальше, к мосту. Уже на подходе я услышал шум воды. “Перекаты?”, - подумал я. И не ошибся. Моему взору открылся удивительный вид. В этом месте река разделяется на два русла с быстрым и достаточно неспокойным течением, которое и создает этот приятный шум воды. Густо заросшие берега создавали ощущение непроходимых джунглей, что еще больше подогрело мой интерес к этому месту. Мне очень захотелось спуститься вниз, к реке, но приближалась минута восхода солнца: пора было поднимать в воздух малую авиацию.
С того момента я приезжал сюда еще четыре раза. И каждая из поездок была не похожа на предыдущую. После я для себя решил, что обязательно приеду в это место зимой, в сильный мороз. Вот так у меня бывает: одна маленькая поездка переросла в долгую историю, которая затянулась до января 2021 года. Так что же дальше? А дальше оказалось еще интереснее.
Я сдержал обещание, которое дал себе еще прошлой осенью и приехал на старый мост в декабре 2020 года. В тот день был мороз и высокая влажность. Все деревья и кустарники заиндевели, что добавляло месту таинственности. Кое-где берега реки закованы в лед, но основные участки русла были открыты и вода была по-прежнему не спокойной и шумной. В точке, где встречаются быстрые течения двух русел, образовались причудливой формы ледяные проталины. Подходить к ним оказалось небезопасно. Но охота пуще неволи. Аккуратно я все же пробрался на один из таких участков, откуда мне открылся просто сумасшедший по красоте вид на старый мост. В свете солнца он был просто великолепен. Его монументальность была подчеркнута в каждой его детали. И мне захотелось узнать о нем немного больше.
Я начал искать информацию про этот мост на просторах интернета, и вот что мне удалось найти.
Краткая историческая справка: "Плотина на реке Гусь, выстроенная в 1759 году в месте сужения речной долины вблизи деревни Верпутец, была возведена с использованием белого тесаного камня и имела систему шлюзов. Первоначально энергия воды приводила в действие меха только одной домны и 9 молотов. Завод постоянно расширялся, что требовало больших мощностей. Поэтому плотина неоднократно повышалась и укреплялась. В 1863 году плотина давала воду на 63 водяных колеса. Сооружение сдерживало огромный напор воды – зеркало пруда составляло 855,98 га или около 40 км береговой линии."
Согласно справке, в Гусь-Железном было построено огромное по тем масштабам металлургическое производство. Но самое интересное в том, что раньше дамба была арочным мостом. И сегодня вполне реально увидеть стены этого монументального сооружения. После всей прочитанной информации мне захотелось увидеть все это своими глазами. Но для этого мне придется ждать весны, потому как после недавних снегопадов я вряд ли смогу пролезть вглубь зарослей.
И знаете, о чем я сейчас подумал? Ведь из этого места может получиться очень крутое туристическое направление. Здесь есть, что посмотреть, есть, что показать, есть история и куча легенд. Здесь безумно красивая природа. Уверен, если найдутся люди с головой, деньгами и возможностями, они смогут сделать из этого места нечто уникальное и тогда Гусь-Железный заживет другой жизнью.
До новых встреч!